Консерватория имени Л. В. Собинова (проспект им. Петра Столыпина, 1)
В самом центре города Саратова стоит здание, любимое не одним поколением горожан. Это — консерватория.
Первоначально здание было построено в 1902 году для музыкального училища столичным архитектором Адольфом Ягном.
А с 1910 года начинается реконструкция здания местным архитектором Семёном Акимовичем Каллистратовым. Датой открытия консерватории считается 21 октября 1912 года.
27 октября 1917г. в здании Консерватории была провозглашена Советская власть. В 1923 году постановлением Главпрофорба Консерватория на некоторое время преобразуется в музыкальный техникум, в 1935 году статус Консерватории восстанавливается и ей присваивается имя Леонида Собинова. До своего исторического состояния здание будет восстановлено только в 1975 году.
Здание Консерватории выполнено в готическом стиле, полностью асимметрично.
Главный фасад здания выходит на проспект им. Петра Столыпина, состоит из помещений разных архитектурных форм и уровней. Основное здание состоит из четырёх этажей. В нём размещён главный вход в Консерваторию, над которым, в районе второго этажа, находится большой балкон, спроектированный Адольфом Янгом. Слева от этого здания возведена пристройка, состоящая из трёх этажей. Слева и справа от этих двух зданий возвышаются две башни с большими готическими крышами, которые заканчиваются длинным шпилем. Башни имеют 5 этажей.
Альбом “Проспект им. П.А. Столыпина”
|
Саратовский государственный цирк имени братьев Никитиных (ул. имени В. И. Чапаева, 61)
5 декабря 1873 года — знаменательная дата для Саратова. Ведь именно в этот день братьями Никитиными, Акимом, Петром и Дмитрием, уроженцами Саратовской губернии, был сделан первый шаг к зарождению в нашем городе, да и во всей стране, первого настоящего, стационарного цирка.
Первоначально это было деревянное здание, с круглой парусиновой крышей, а в 1915 году братья приняли решение построить в Саратове самое большое каменное здание цирка. Построено оно было в 1931 году. Проект деревянного купола выполнил инженер Константин Павлович Диваков. Здание эксплуатировалось до 1962 года. После чего на его основе было сооружено новое здание по проекту архитекторов Кирилла Михайловича Макулова и Тараса Григорьевича Ботяновского. Именно тогда появилась чешуйчатая крыша из оцинкованного листа у реконструированного купола.
Обратим внимание на фасад здания. Он имеет прямоугольную форму, по центру его возвышается верхняя часть купола. На крыше здания, справа, красуется красная надпись «Цирк». Само здание имеет серый цвет. На переднем фасаде — три ряда окон с затемнением. В первом ряду находится три больших входа.
По боковым сторонам фасада можно увидеть 19 различных фигур, которые создал скульптор Александр Петров. Это скульптуры цирковых дрессированных зверей и артистов. В левом крыле мы видим старый цирк (1873 год), справа — современный (1963 год).
Будем надеяться, что существование этого здания будет продолжительным, а все жители и гости города смогут регулярно погружаться в волшебный мир детства.
Аудиогид “Цирк имени братьев Никитиных”
Альбом “Проспект им. П.А. Столыпина”
|
|
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Саратовский Радищевский музей как первый общедоступный музей в российской провинции был основан по инициативе художника, коллекционера и общественного деятеля Алексея Петровича Боголюбова (1824 – 1896), внука писателя и философа Александра Николаевича Радищева.
А.П. Боголюбов обратился к властям Саратовской губернии с предложением создать в городе музей, который носил бы имя Радищева, и выразил готовность подарить для этого своё собрание произведений русских и западноевропейских художников второй половины XIX века.
Специально для музея было выстроено здание по проекту петербургского архитектора И. В. Штрома и при активном участии саратовского архитектора А.М. Салько, который руководил работами.
Историческое здание Саратовского Радищевского музея – двухэтажное кирпичное с полуподвалом. Памятник архитектуры федерального значения, уникальный памятник истории русской культуры и гражданской архитектуры второй половины XIX века. Специалисты справедливо называют его примером так называемого «кирпичного стиля», широко распространенного в 1870-1880-е годы.
Объёмная композиция здания Радищевского музея и его планировочная структура определены принципом строгой функциональности.
В ноябре 1882 года была избрана Комиссия по постройке музея, а в мае 1883 года состоялась церемония торжественной закладки здания. 29 июня 1885 года двери прекрасного здания музея распахнулись.
Композиция плана и главного фасада навеяна образами классицизма: симметричная, завершённая небольшим фронтоном лицевая часть здания с ризалитом (часть здания, выступающая за основную линию фасада во всю его высоту), отдельные элементы ризалита – колонны между окнами на втором этаже, подоконные балюстрады, многостворчатые прямоугольные окна по всему зданию.
Выразительность зданию придаёт сочетание кладки из тёмно-красного кирпича и облицовки белым камнем. На главном фасаде центральный ризалит целиком – от цоколя до фронтона – облицован белым камнем.
Вход в здание осуществляется через центральные двери, к которым ведут ступени, а также широкие пандусы.
Музейная коллекция насчитывает около тридцати трёх тысяч единиц хранения. Это живопись, графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства. Кроме того, музей располагает собранием редких книг и архивными материалами.
Наиболее значителен раздел русского искусства, который хронологически начинается с икон XV-XIX вв., предметов декоративно-прикладного искусства, уникальной коллекции деревянной культовой скульптуры работы поволжских мастеров XVIII-XIX вв.
Радищевский музей стал сразу и естественно средоточием культурной жизни Саратова. Его называют кто Саратовской Третьяковкой, кто Эрмитажем Поволжья.
Открытие первого провинциального музея в России стимулировало организацию подобных очагов культуры в Казани (1895), Нижнем Новгороде (1896), Самаре (1897), Пензе (1897).
Аудиогид “Музей имени А.Н. Радищева”
|
|
Гостиница «Волга» («Астория») (проспект им. Петра Столыпина, 34)
В середине XIX века на улице Немецкой (ныне проспект им. Петра Столыпина), между улицей Вольская и улицей Александровской (ныне улица Горького) стоял длинный одинокий особняк с мезонином князя Куткина.
В 1911 году купцом I гильдии Д.В. Тихомировым это здание было выкуплено с целью построить на этом месте гостиницу. После оформления нужных бумаг и получения солидного кредита Д.В. Тихомиров начал здесь строительство крупной гостиницы. Первый камень был заложен весной 1914 года.
Проект гостиницы, названной «Астория», подготовил архитектор Семен Акимович Каллистратов. К осени 1917 года возведение отеля завершилось.
В 1956 году название гостинице заменили. Она стала называться «Волга». Недавно отель был переоборудован с учетом современных требований комфорта.
Здание выполнено в стиле позднего модерна, имеет строго геометрические линии. Здание украшают пилоны (башнеобразные сооружения), на которых застыли парные фигуры средневековых рыцарей и гонцов. Автором скульптур являлся преподаватель Боголюбовского рисовального училища скульптор Николай Петрович Волконский. Здание имеет 5 этажей, балконы.
В четких линиях, в торжественном ритме и величавом силуэте здания гостиницы «Астория», нынешней «Волги», руками прекрасных мастеров сложена последняя рифма баллады о переселенцах.
Альбом “Проспект им. П.А. Столыпина”
Дом Ф. Я. Дружинина (проспект им. Петра Столыпина, 9)
|
|
Дом Ф. Я. Дружинина является частью исторического архитектурного наследия нашего города. Автором проекта стал А. М. Салько, а строительство здания, по некоторым данным, происходило под руководством известного саратовского купца Г. В. Очкина.
Первым владельцем этого дома в 1890-е годы, стал Фёдор Яковлевич Дружинин, предприниматель в сфере торговли недвижимостью. Сначала в этом доме находилось «Уездное по питейным делам присутствие», а позже, в 1898 году, был открыт роскошный магазин, в котором производилась торговля гастрономическими, бакалейными и кондитерскими товарами. Владельцем этого магазина до 1912 года был Александр Эрастович Смирнов, муж дочери Дружинина Анфисы Фёдоровны.
В 1912 году дом перекупает Дмитрий Иванович Филиппов и открывает там булочную и кондитерскую. До 1917 года заведение Филиппова славилось своей хлебной продукцией и обрело небывалый авторитет. В пекарне трудилось более 100 человек — это было крупное по тем временам промышленное предприятие в городе. После революции хлебная фабрика Филиппова влачила жалкое существование.
А с 1923 года она вновь была открыта после ремонта и оснащена новым оборудованием. Фабрике было присвоено имя Ивана Кирилловича Стружкина.
В 1926 году фабрика была переоснащена, что поставило её в один ряд с крупнейшими фабриками по производству хлебных изделий. «Хлеб от Стружкина» стало знаком качества хлебобулочной продукции.
В 1972 году магазин стал называться магазином №3 саратовского хлебторга. Но имя «Стружкин» мы слышали повсеместно, если речь заходила о хлебе.
В 2004 году здание бывшей фабрики Стружкина оказалось в руках частных предпринимателей и вскоре было полностью разорено. Знаменитый хлебный магазин прекратил своё существование.
Сейчас в этом здании находится сеть различных магазинов.
Альбом “Проспект им. П.А. Столыпина”
Дом Блюм (проспект им. Петра Столыпина, 20 / угол с ул. Горького, 31)
|
|
Дом Блюм, находящийся по адресу: проспект им. Петра Столыпина, 20 (угол ул. Горького, 31), является одним из знаковых исторических архитектурных сооружений города.
Оно было построено в 1870 году, благодаря одному из домовладельцев города, Петерсену (имя, к сожалению, не сохранилось). Архитектурная фантазия, как предполагают исследователи, принадлежит губернскому инженеру Карлу Васильевичу Тидену, который проектировал первое здание саратовского Театра оперы и балета.
Дом Блюм построен в стиле эклектики (это смешение различных, в данном случае архитектурных, стилей). Сооружение имеет интересную конструкцию — оно образует собой закольцованное пространство, напоминающее колодец-двор.
Название «Дом Блюм» этому зданию было дано неспроста. Дело в том, что в 1874 году его купил предприниматель, швейцарский подданный, уроженец немецкой колонии в селении Таловка Камышинского уезда, Иоганн Генрихович Блюм с целью организации на территории части здания изготовления и продажи шляп и фуражек гражданского и военного образца. Другая часть помещения сдавалась в аренду под оружейный магазин Онезорге, банкирскую контору Н. П. Коппе, нотариальную контору А. А. Гримм, мастерскую портного М. Медведицкого, Ростовское депо вин Донского товарищества Д. А. Соколова, Главное агентство страхового общества «Россия».
В 1880 году здание перешло во владение Андрея Андреевича Блюм, а хозяйкой стала его сестра Аделаида Андреевна Блюм-Успенская, которая возглавила семейный бизнес и организовала в доме производство и продажу исключительно женских головных уборов. В итоге, в здании размещались жилые апартаменты, шляпная мастерская и магазин.
В конце 1900-х годов мастерская поменяла своё местоположение, а на её месте, в здании Дома Блюм, открылся аптекарский магазин Швабауэра и элитное кафе-кондитерская «Миньон», одно из лучших и самых популярных в Саратове.
После революции, в начале 1920-х годов, в Доме Блюм была открыта художественная мастерская и налажена демонстрация картин. Позже на первом этаже был открыт телефонный переговорный пункт и магазин продовольственных товаров первой необходимости. Второй этаж был передан под коммунальные квартиры.
В конце 19 века Дом Блюм был признан объектом культурного наследия муниципального значения. Этот статус здание носит и по сей день.
В 2016 году новый владелец архитектурного наследия, Андрей Тобояков, провёл реставрацию здания, а в 2022 году на фасаде здания были установлены часы, которые каждые три часа проигрывают мелодию «Огней так много золотых», написанную композитором Кириллом Молчановым для фильма «Дело было в Пенькове» и ставшую внегласным гимном нашего города.
Сегодня в Доме Блюм, со стороны проспекта им. Петра Столыпина, находится кофейня «Кофе и шоколад», магазин одежды «Сан-Марино», угловую часть занимает бутик «Николь», со стороны улицы Горького находится турфирма «Неон».
Альбом “Проспект им. П.А. Столыпина”
Дом книги (проспект им. Петра Столыпина, 44)
|
Дом книги в Саратове находится на пересечении проспекта им. Петра Столыпина (бывшей Немецкой улицы) и Вольской улицей.
Это здание, в стиле модерн, было построено на месте существовавшего в 1911-1916 годах и позже сгоревшего, здания синематографа «Художественный». Авторами проекта и архитекторами Дома книги стали Владимир Павлович Дыбов и Дмитрий Васильевич Карпов.
Работы начались в 1934 году, а в сентябре 1937-го была завершена внутренняя отделка. И книжный магазин, расположившийся на первом этаже, приобрел интерьер, сохранявшийся впоследствии почти семьдесят лет: восемь колонн, облицованных искусственным мрамором, поддерживали потолок, а вдоль стен выстроились высоченные дубовые стеллажи.
В 2013 году здание реставрировали. В настоящее время внутри здания – два просторных зала с высокими потолками, с квадратными колоннами, изящно украшенными лепкой. Чистота. Порядок. Отделанные под дуб книжные прилавки и витрины, книжные полки, тянущиеся вдоль стен, с корешками массивных фолиантов, брошюрами, общественно-политическими и научно-техническими книгами, детской литературой.
Поверхность фасада покрыта серой штукатуркой. По обе стороны от угла здания находятся два арочных входа на главное крыльцо. Над каждой аркой находится балкон.
Здание Дома книги стало поистине местом встречи интересных, умных людей, а также культурным и архитектурным символом проспекта им. Петра Столыпина и всего Саратова.
Альбом “Проспект им. П.А. Столыпина”
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский областной музей краеведения — один из роскошных городских памятников русского классицизма первой четверти XIX века, старейший среди краеведческих музеев России. Его многочисленные экспонаты хранят бесценную информацию об истории Саратовского края. Фонды музея насчитывают около 400 000 археологических, палеонтологических, этнографических предметов.
Изначально на этом месте, в середине XVIII века, располагались владения разных лиц, которые в 1789 году выкупил петербургский купец, успешно торговавший солью и вином в Саратовской губернии, — Михаил Андрианович Устинов.
В 1813 году М. А. Устинов принял решение о реконструкции здания по образу и подобию столичной архитектуры. Для выполнения заказа был приглашён российский архитектор Иван Фёдорович Колодин. По его замыслу два отдельно стоящих строения объединились в одно с помощью 10-ти колонного портика, благодаря чему получилась оригинальная постройка, не похожая на обычный тип домов с мезонином.
В 1828 году дом Устинова переходит в собственность духовной семинарии. А в 1886 году здесь впервые собралась Саратовская архивная комиссия, которая постановила создать на базе бывшего дома Устинова историко-археологический музей. 12 (24) декабря 1886 года принято считать годом основания Саратовского краеведческого музея.
В 2022 году, Саратовский областной музей краеведения отметил 135 лет со дня основания. Сотрудники музея приглашают всех гостей и жителей города посетить историческую и культурную «житницу» Саратовского края!
Аудиогид Саратовский областной музей краеведения
Свято-Троицкий кафедральный собор
Свято-Троицкий кафедральный собор (полное название — Собор во имя Живоначальной Троицы) — старейшее здание города Саратова, «каменная летопись церковной истории», его архитектурная гордость. Стены храма помнят приезд Петра I, восстание Пугачёва и отмену крепостного права. Ими было пережито несколько пожаров и реконструкций.
Первый деревянный Троицкий собор был построен в 1674 году на правом берегу Волги по благословению митрополита Астраханского и Терского Парфения.
В 1684 году храм сгорел дотла. В 1697 году началось строительство каменного Троицкого собора. По мнению историков, верхнюю Троицкую церковь, освещённую во имя Святой Троицы, возвели не позднее 1710 года.
Троицкий собор имеет удлинённую форму, напоминающую корабль. Такая форма символизирует ковчег спасения. Кладка из красного кирпича с узором украшений из белого кирпича, создаёт цветовую гамму, свойственную московскому или «нарышкинскому» барокко. Портик фасада с шестью колоннами является примером классического стиля в архитектуре, но этот элемент довольно органично вписался в общий стиль собора.
После 1942 года Троицкий Собор больше не закрывали. По сути, это был единственный храм в Саратове, который работал в советское время.
Свято-Троицкий храм для Саратова — это не только главный храм, но и важная архитектурная достопримечательность. Приглашаем посетить Свято-Троицкий кафедральный собор каждого, кто приезжает в наш город и каждого, кто прожил здесь много лет!
Аудиогид Свято-Троицкий кафедральный собор
2674