«Край золотой, окрыленный мечтой!» Виртуальная выставка к 100-летию образования Республики Татарстан

Выставка в Балаковском филиале предлагает познакомиться с некоторыми страницами истории и культуры республики Татарстан.

В 2020 году Татарстан принимает поздравления: сто лет назад, 27 мая 1920 года, ВЦИК и Совнарком РСФСР приняли декрет об образовании Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР). Президент РФ Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2020 году 100-летия образования Республики Татарстан. Днём своей государственности жители Татарстана считают 30 августа - в 1990-м году в этот день была принята Декларация о государственном суверенитете республики.

Столетие ТАССР – знаковая веха для Республики Татарстан и её многонационального народа. Поскольку столетие - это не только региональный праздник, торжественные мероприятия пройдут в Москве, Санкт-Петербурге, других регионах и за рубежом.

Татары - тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии и на Дальнем Востоке. Татары известны как второй по численности народ Российской Федерации после русских. Согласно переписи 2002 г. в России проживало 5 млн. 554,6 тыс. татар (3,83 % от всего населения страны). Всего в мире их около 7 млн. В самом Татарстане, где татары официально являются титульной нацией, их численность составляла 2,1 млн. человек или 52,9% всего населения республики. Из этих цифр можно сделать вывод, что большинство татар проживают за пределами Татарстана.

Экскурс в историю

У Татарстана удивительная и поучительная история. Время его образования совпадает с рождением Руси - девятый век. И был он тогда могучим и процветающим, но назывался по иному - Волжская Булгария. Населен был тюркоязычными племенами. Плюс финнами, уграми. Век спустя в нем появились эмиры, равнозначные русским князьям. Основное вероисповедание - ислам. Он появился в 922 году, на 66 лет раньше, чем христианство на Руси. Водились свои деньги. Чеканились монеты. Татары постоянно воевали с русичами. Потом наступили времена грозного и беспощадного Ченгисхана. Он прибрал к своим рукам Среднюю Азию и Китай, покорил скифов. Но в Булгарии потерпел поражение.

Его последователь Хан Батый оказался куда удачливее. И две сотни лет татары жили под монголами. Потом возникло самостоятельное Казанское ханство. Его в 1522 году покорил сам Иван Грозный. Среднее Поволжье стало составной частью Руси. И до восемнадцатого века в Татарстане осуществлялось, так называемое, наместничество. Иными словами, Казань управлялась из Москвы. А император Петр Первый и вовсе превратил бывшее ханство в губернию. Правда, в ее состав входили и Астраханский и Пензенский регионы. Но центром губернии все - таки осталась Казань. Так она дожила до 1917 года. А год спустя большевики провозгласили Татаро-Башкирскую советскую республику.

Но тут грянула гражданская война. В 1920 году образовалась Татарская АССР. Она прошла и через коллективизацию, индустриализацию, преодоление неграмотности. Но грянула Великая Отечественная ... Татарстан ответил семью десятками оборонных предприятий. Производились и патроны, и мины,

и бомбы, и снаряды, многое из того, что требовалось фронту. Даже тяжелые

и легкие пикирующие бомбардировщики, которые, кстати уже в 1941 бомбили Берлин! В Татарстане работали выдающиеся конструкторы Королев, Туполев, Глушко, правда, на правах заключенных. Выдающийся Королев изобрел здесь свою знаменитую «Катюшу», которую до смерти боялись гитлеровцы и которая сыграла выдающуюся роль в их разгроме. Татарстан всеми силами и средствами защищал великую страну СССР, в состав которой он входил. Во время войны на его территорию было эвакуировано много промышленных предприятий. Но и после Победы они здесь остались. А в 50-70 годы минувшего столетия в регионе бурное развитие получила нефтедобыча. На Каме появились крупнейшие в СССР автогиганты. И сегодня Татарстан остается высокоразвитой в экономическом и других планах республикой. Вносит свой вклад в укрепление потенциала России, укрепляя ее авторитет в мире.

Татары – защитники Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский родом из Нижегородчины, верней, из Мещерского Юрта (по-русски «Низовой державы»), которая в начале XVIII века еще оставалась в составе Татарии.

В Отечественной войне 1812 года участвовали многие из тех, кто смог бы повторить вслед за героем той войны, поэтом и генералом  Денисом Давыдовым, известным героем Отечественной войны 1812 года:

Блаженной памяти

Мой предок Чингизхан

Грабитель, озорник,

С аршинными усами,

На ухарском коне, как вихрь

Перед громами,

В блестящем панцире

Влетал во вражий стан

И мощно рассекал

Татарскою рукой

Все, что противилось

Могущему герою.

(Из стихотворения «Графу П. А. Строганову»).

Из этих строк видно, что сам поэт Денис Давыдов также из татар и не скрывает этого: род Дениса Давыдова – потомоки хана Золотой Орды Улу Мухаммада, упоминавшегося в этой книге.

Надо сказать, что и главное действующее лицо Отечественной войны 1812 года, фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, благодаря которому Российская армия смогла одолеть Наполеона и победно завершить войну в его столице Париже, тоже происходит именно из татар. А, скорее всего, не только «происходит»: многое говорит о том, что Михаил Кутузов и был татарином. Во-первых, дошли сведения, что поэт и генерал Денис Давыдов и Михаил Илларионович общались между собой именно на татарском языке. Видимо, потому, что Д. Давыдов владел татарским языком, он прекрасно ладил и успешно командовал казаками – ведь и русские казаки не забывали татарский язык еще вплоть до конца XIX века. Это отлично показал, например, Л.Н. Толстой в своих произведениях.

Во-вторых, известно, что в 1790-х годах М. И. Кутузов был послом России в Турции и успешно вел переговоры с турецким султаном. Помимо незаурядного ума и образованности, в совершенстве владел турецким языком, который мало чем отличался от татарского языка того времени.

Наполеон, поняв, что уже фактически потерпел поражение в великой войне, сидя в захваченной им Москве, писал своей жене Жозефине в Париж: «Дорогая Жозефина! В этой Москве поскреби любого русского – и увидишь татарина».

Из героев-татар тех времен стоит упомянуть адмирала Федора Ушакова (1744–1817 гг.). Род Ушаковых ведет свое начало от мурз (биев) Мещерского Юрта. Стоит сказать, что даже противник уважал Ф. Ушакова: сам турецкий султан почтительно обращался к нему – «мурза Ушак».

Согласно родословных записей (Русская родословная книга. Издание второе. В 2-х томах, А. С. Суворина, С.-Петербург. 1895) в среде русского дворянства более 120 известных татарских родов. К концу XIX века в России насчитывалось примерно 70 тысяч дворян, имеющих татарские корни. Это составляло более 5 процентов от общего числа дворян всей Российской империи. Татарские корни имеют многие известные дворянские роды России: Аракчеевы, Державины, Булгаковы, Голицыны, Милюковы, Кочубеи, Бакаевы, Строгановы, Бунины, Салтыковы, Сабуровы, Мансуровы, Колокольцевы, Мусины-Пушкины, Юсуповы, Юшковы, Суворовы, Голенищевы-Кутузовы, Бибиковы, Чириковы, Поливановы, Тарбеевы, Копыловы, Огаревы, Карауловы, Козаковы, Быковы, Иевлевы, Кобяковы, Шубины, Танеевы, Шуклины, Урусовы, Чаадаевы, Таракановы…

Происхождение графов Шереметевых помимо фамилии подтверждается и фамильным гербом, на котором имеется серебряный полумесяц.

Князья Куракины на Руси появились при Иване III, род сей идет от Ондрея Курака, который был отпрыском ордынского хана Булгака, признанного родоначальника великорусских князей Куракиных и Голицыных, а также дворянской фамилии Булгаковых.

И Годуновы (от мурзы Чета, выехавшего из Орды в 1330 году), Апраксины (от Салахмира), Талызины (от мурзы Кучука Тагалдызина), Глинские (от Мамая), Чириковы вышли из рода хана Берке, брата Батыя, Огарковы (первым из Золотой Орды пришел в 1397 году Лев Огар, «мужчина роста великого и воин храбрый» )...

Дворяне Дашковы - выходцы из Орды, Аксаковы (аксак - значит «хромой»).

Ахматовы, Гоголь, Бердяевы, Тургеневы... «Предок рода Тургеневых мурза Лев Турген, а по крещению названный Иоанном, выехал к Великому князю Василию Иоанновичу из Золотой Орды...». Этот род относился к аристократическому ордынскому тухуму, так же как и род Огаревых (их российский родоначальник – «мурза честным именем Кутламамет, по прозвищу Огарь»).

Карамзины (от Кара-мурзы, крымца), Тухачевские (их родоначальником в России был Индрис, выходец из Золотой Орды), Тимирязевы (был такой Ибрагим Тимирязев, приехавший на Русь в 1408 году из Золотой Орды)…

Свыше 225 фронтовиков были удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе пограничник Никита Кайманов, защитник Брестской крепости Петр Гаврилов, легендарные летчики Михаил Девятаев и Фарид Фаткуллин, водрузивший Знамя Победы над рейхстагом Гази Загитов.

Роль татарского народа в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Перечислить всех героев той войны – представителей татарского народа, как официально признанных, так и не признанных доныне не получится никак. Только удостоенных звания Героев Советского Союза татар – 161 человек (это официально объявленное число в отношении «поволжских» татар). Татары занимают четвертое место по количеству Героев Советского Союза за годы Великой Отечественной войны среди всех народов СССР (после русских,  украинцев и белорусов). Орденами и медалями были награждены более 70 тысяч татар. Но представляется, что героев среди татар было бы намного больше, если подвиги и других героев-татар оценивались бы по достоинству руководством СССР.

Маршал Родион Яковлевич Малиновский, дважды Герой Советского Союза, прошедший всю Великую Отечественную войну – с самого начала и до конца, писал: «я, как старый солдат, много видел на фронте бойцов и командиров-татар и всегда восхищался их непреклонным упорством и железной волей в бою. Этот народ снискал себе уважение за выдающееся мужество…». Эта оценка много значит – дана она человеком, который прошел воинский путь от рядового солдата до маршала, притом Р.Я. Малиновский воевал и в Первую мировую, и в Гражданскую, и в Великую Отечественную войну.

Петр Михайлович Гаврилов (по национальности кряшен, то есть происходил из крещенных татар), руководитель обороны Бреста в 1941 году. В момент нападения фашистской Германии П. М. Гаврилов был командиром стрелкового полка, но стал, в силу сложившейся обстановки, основным организатором обороны Брестской крепости от многократно превосходящих сил врага. Германское командование было поражено мужеством советского офицера, руководившего обороной крепости в полном окружении и лично участвовавшего в боях – и оставило его в живых, чтобы показать пример своим солдатам и офицерам. Только в 1957 году был признан его подвиг, и ему присвоили звание Героя Советского Союза.

В июне 1942 года был тяжело ранен, попал в плен и заключён в концлагерь Шпандау известный поэт Муса Джалиль. Здесь он стал активным участником сопротивления. И когда видел, что у людей нет больше сил бороться, он начинал читать свои стихи. Его произведения узники заучивали наизусть и передавали друг другу. За участие в подпольной организации, которая вела работу среди военнопленных, согнанных фашистами в так называемый «Волжско-татарский легион» (другое название «Легион Идель-Урал»), поэт был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в военной тюрьме. В 1956 году Муса Джалиль посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. 

Стихотворение М. Джалиля «Прощай, моя умница» читает Антон Зеленкин.

Стоит сказать, что организатором антифашистской подпольной группы, в деятельности которой участвовал и Муса Джадидь, был татарин Гайнан Нуриевич Курмашев, заброшенный в тыл противника в 1942 году в составе разведгруппы и захваченный фашистами в плен. Но то, что он – советский разведчик, враги не смогли узнать. Хотя Г. Н. Курмашев не был удостоен звания Героя, на самом деле он и сыграл основную роль в деятельности подпольной группы, которая полностью дезорганизовала вербовку фашистами многих советских военнопленных для использования их в войне против Родины. Лишь в 1990 году Г. Н. Курмашев был награжден посмертно орденом Отечественной войны I степени.

В этом противостоянии фашистам с нашей стороны были невосполнимые и тяжелые потери – раскрыв и схватив группу героев-татар, фашисты казнили их 25 августа 1944 года в Берлине, в Моабитской тюрьме (официальное название – «военная тюрьма Плётцензее»). Вот их имена: Гайнан Курмашев, Муса Джалиль, Абдулла Алиш, Фуат Сайфульмулюков, Фуат Булатов, Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Абдулла Батталов, Зиннат Хасанов, Ахат Атнашев и Салим Бухаров.

Говоря о подвиге воинов, которым выпало на долю попасть в плен к фашистам, отметим, что самое тяжелое для солдата в той войне было – оказаться в плену у врага. Посему подвигом было уже то, что человек не сломался, попав в плен. К героям подобного рода относится и генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза, Дмитрий Михайлович Карбышев, из татар-христиан («кряшен»).

 

Дмитрий Карбышев попал к немцам в плен в бессознательном состоянии, тяжело контуженный в бою взрывом. Фашисты, знавшие о том, что Карбышев – крупнейший специалист в военной инженерии, долго и всякими методами пытались склонить его к сотрудничеству. Не добившись успеха в этом, фашисты заморозили мужественного генерала живьем, обливая его водой на морозе.

А вот еще один подвиг сына татарского народа: первым Знамя победы водрузил на берлинский Рейхстаг под огнем врага татарин Гази Загитов.

Он родился в д. Янагушево Мишкинского района Башкирии. Вернее, первое Знамя победы с боями доставила на крышу Рейхстага 30 апреля 1946 года разведгруппа под командованием гвардии капитана В. Н. Макова, а вот конкретно устанавливал это знамя именно сержант Г. Загитов, бывший в составе той группы. В ходе этой операции Г. Загитов был ранен в грудь, но продолжил вести бой с врагом.

Татары, зашитники Родины, славно сражались с врагом и в воздухе. Из них в первую очередь надо назвать представительниц прекрасного пола – это, например, летчицы Ольга Александровна Санфирова и Магуба Гусейновна Сыртланова. 

Эти героини прошли боевой путь от рядовых пилотов до командиров эскадрилий ночной бомбардировочной авиации. Германское командование, осведомленное о том, что их бомбят женщины-пилоты, называло их «ночными ведьмами» – так они досаждали врагу, нанося фашистам огромный урон в живой силе и технике, сохраняя этим жизни сотням тысяч наших бойцов.

М. Г. Сыртланова – уроженка г. Белебей Республики Башкортостан. На войне с июля 1941 года. Совершила 780 боевых вылетов. Званиие Героя СССР  М. Г. Сыртлановой присвоено в 1946 году. После войны жила в Казани, умерла в 1971 году.

О. А. Санфирова родилась в г. Куйбышеве (ныне Самара). На войне с мая 1942 года, совершила более 630 боевых вылетов. Погибла 13 декабря 1944 года при возвращении с боевого задания – ее самолет был подбит, Санфирова, дотянув падающий самолет до линии фронта, приказала своему штурману Руфине Гашевой спасаться – выпрыгнуть с парашютом. Приземление Руфины было удачным. Сама Ольга Санфирова покинула самолет после и приземлилась на минное поле.  Похоронена героиня в белорусском городе Гродно. Звание Героя СССР ей было присвоено в 1945 году.

Была удостоена звания Героя СССР и Руфина Гашева. Кстати, Руфина – тоже татарка, правда, она из татар Крыма, которые официально называются «крымские татары» и считаются «совсем другим народом, отдельным от остальных татар». Из числа татар-крымцев, еще 9 официально признанных Героев. Семерым из них звание Героя Советского Союза присвоено высшим руководством СССР.

Дважды Герой Советского Союза из татар-крымцев, легендарный летчик Аметхан Султан, родился в Крыму, в городе Алупка. Кадровый летчик-истребитель с 1939 года. В Великой Отечественной войне участвовал с первых дней, когда в небе полностью господствовала авиация противника – вплоть до 1943 года. Аметхан Султан произвёл за время войны 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях сбил лично 33 самолета противника и еще в групповых боях – 19 самолётов. То есть сбито было им 52 самолета врага, и все – бомбардировщики и истребители. Звание Героя СССР Аметхану Султану присвоено 24 августа 1943 года. 29 июня 1945 года гвардии майор Аметхан Султан награжден второй Звездой Героя СССР – стал дважды Героем Советского Союза.

Татары-крымцы так же, как и представители всех народов СССР, самоотверженно и результативно воевали с врагом и на земле, и на воде, и под водой – и на переднем крае, и в тылу врага, и на суше, и на море. В Великой Отечественной войне против фашистов сражались около 60 тысяч крымских татар, 36,3 % из их числа погибли на поле боя. В партизанском движении против фашистских оккупантов активно участвовали 17 тысяч крымско-татарских парней и девушек. 7 тысяч татар Крыма действовали против врага в составе советского подполья. В отместку фашисты насильно угнали в Германию более 20 тысяч татар. Также немецкое командование, мстя татарам-партизанам и подпольщикам, сожгло дотла и стерло с лица земли 127 крымско-татарских сел и деревень.

Татарский народ дал Родине в годы Великой Отечественной войны также немало талантливых военачальников-полководцев, таких, например, как генералы Я. Д. Чанышев, Ф. Г. Булатов, П. Г. Шафранов.

Граждане республики воевали на всех фронтах, как и все народы СССР, а в республике в это время строились и оборудовались оборонные предприятия: боевой техники в Татарстане в годы войны было выпущено больше, чем в других регионах страны. Предприятий работало более 70: выпускались патроны и снаряды, бомбы и взрыватели, мины, парашюты, обмундирование, танковые, авиационные и оптические приборы, средства связи, и вообще всё, что требовалось фронту.

В связи с удаленностью театра военных действий ТАССР стала одной из важных тыловых баз страны. В годы Великой Отечественной войны сюда было эвакуировано из западных областей страны, Москвы и Ленинграда более 70 заводов и фабрик, научно-исследовательских институтов, почти 270 тысяч тружеников и их семей. Все эти предприятия были быстро размещены, смонтированы и вступили в строй действующих. 

Отдельная статья – самолёты: это тяжёлые, лёгкие и пикирующие бомбардировщики – именно эти самолёты бомбили Берлин уже летом 1941-го. В Казани в те годы жили и работали наши великие конструкторы – Глушко, Туполев и Королёв, находившиеся на положении заключённых. Именно здесь Королёв работал над новыми ракетными двигателями, и заряды для «Катюши» тоже выпускались в Татарстане – многие предприятия республики впоследствии получили высокие правительственные награды, в том числе и боевые ордена.

Конечно, на территории республики работали десятки госпиталей, а также десятки обычных промышленных предприятий, на которых трудились женщины и дети: народы Татарстана в те годы полностью разделяли судьбу всей страны.

Особого упоминания заслуживают, бесспорно, труженицы тыла – татарки. Они, проводив на войну всех мужчин в семье, достигших 17-летнего возраста, работали и за себя, и за воюющих отцов, мужей, братьев, сыновей. Во всем татарском народе, пожалуй, трудно найти семью, из которой бы не был призван на фронт мужчина, а то и несколько. А в подавляющем большинстве все мужчины из татарских семей были в то время на войне. Притом семьи фронтовиков были раздеты-разуты, голодали – ибо даже со своего личного хозяйства для фронта сдавали продовольствие (молоко, масло, мясо, картофель) и иную сельхозпродукцию (шерсть, шкуры и др.). Множество бывало случаев, когда возвращавшегося с войны солдата ждал пустой дом с заколоченными окнами и дверью: его домочадцы умирали либо от голода, либо от болезней.

Бесспорно, победа над фашизмом в Великой Отечественной войне принадлежит всем народам, в первую очередь, тем, которые были объединены в Союз Советских Социалистических Республик. Но стоит сказать, что заслуга татарского народа в победе над фашизмом, да и в целом в защите Родины от внешних врагов весьма значительна. Татары, или те, кто неизменно помнил о своем происхождении из этого народа, всегда оказывались среди самых стойких защитников Отечества в тяжелые времена нашествия внешних врагов.

Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза Л. А. Говоров: «Воины-татары на полях сражений проявляли лучшие качества народа - великую любовь к родине, ненависть к врагу, презрение к смерти во имя победы, мужество и храбрость, выносливость и умение переносить любые трудности и лишения».

Непростыми выдались послевоенные годы, когда стало бурно развиваться народное хозяйство, в республике началось освоение большой нефти и строительство на Каме комплекса нефтехимических производств и завода - автогиганта.

Это не только закалило республику, но и стало залогом всех ее последующих успехов. Сейчас Татарстан входит в число ведущих регионов России. Это здесь впервые в стране объявили тотальную войну трущобам, внедрили электронные госуслуги и разработали долгосрочную стратегию социально-экономического развития региона, начали использовать цифровые двойники нефтяных месторождений и построили целый город для айтишников - Иннополис, открыли высокотехнологичные медицинские и инжениринговые центры, провели Всемирную Универсиаду-2013.

Высказывания о татарах

Ульрих фон Юнгинген (великий магистр Тевтонского Ордена): «Они, татары, люди обстоятельные, доводят до конца всё за что берутся в жизни. Нация умная, сильная, необычайно стойкая, удивительно крепкая, просчитывающая всё заранее плохое и хорошее. С татарами желательно только дружить, в философских спорах и битвах они непобедимы. К своим соплеменникам отношение необычайно доброе и отзывчивое - и в бедах не бросят своих никогда. От мала до велика и от простолюдина до вельможи, в силу своего воспитания живут только своим умом, а не чужим, независимо это женщина или мужчина».

Основатель Перми, великий историк В. Н. Татищев говорил: «Татары - народ великий, в ремеслах хитрый, в плодах обильный и купечестве богатый, в строительстве градов преславный».

Казахский поэт, композитор, просветитель Абай Кунанбаев: «Смотрю на ногаев (так называли казахи казанских татар), они могут быть хорошими солдатами, стойко переносят нужду, смиренно встречают смерть, берегут школы, чтут религию, умеют трудиться и наживать богатства, наряжаться и веселиться». 

Эвлия Челеби в «Книге путешествия» писал: «...народ татарский не знает наговоров, клеветы, недоверия, ненависти, высокомерия или зависти, он не склонен кого-либо предавать бесчестию, настраивать одних против других...».

Маргарет Тэтчер так относилась к татарам: «Татары – это очень гордые люди, хотят больше независимости. Они ведь не хотят жить без России. Они хотят свободы».

Татарские пословицы

•  Привычка, вошедшая в характер с молоком, выйдет вместе с душой.

•  Дом, где есть дети, - базар, где нет детей, - кладбище.

•  С голоду умри, а родителям последнее отдай.

•  Боишься - не делай, делаешь - не бойся.

•  Глаза видят одно, а мысль - тысячу.

•  Человек, имеющий отца и деда, - дуб с корнями.

•  Друга обидишь, - врага обрадуешь.

•  Другу покажи слёзы свои, врагу - зубы.

•  Алмаз остаётся алмазом, даже если бросить его в грязь.

•  Чем в слезах жить, лучше с песней на устах умереть.

•  Как бы ни было сладко жить на чужбине, всегда тянет к родной стороне.

Культура Татарстана, воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия.

Интересны и необычны одежда и украшения  казанских татар, которые сильно отличаются от других Поволжских народов.

Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием.

Татарская литература имеет тысячелетнюю историю. До наших дней дошел один из самых ранних памятников татаро-булгарской письменности – поэма Кул Гали «Сказание о Йусуфе». Этот шедевр датируется 1212 годом. «Татарским Пушкиным» иногда называют поэта Габдуллу Тукая (1886-1913), чье творчество оказало влияние на развитие всей национальной культуры.

Книга

Перевод М. Петровых

Когда душа измучится в борьбе,
Когда я ненавистен сам себе,
Когда я места в мире не найду
И, утомясь, проклятье шлю судьбе;

Когда за горем - горе у дверей
И ясный день ненастной тьмы темней;
Когда в печали белый свет не мил,
Когда не станет сил в душе моей, -

Тогда я в книгу устремляю взгляд,
Нетленные страницы шелестят.
Я исцелен, я счастлив, я живу.
Я пью тебя, отрада из отрад.

И слово, мной прочтенное, тогда
Встает как путеводная звезда,
Бесстрашно сердце, радостна душа,
И суета вседневная чужда.

И, вновь рожденный чистою мечтой,
«Спасибо» говорю я книге той.
И, распрямленный верою в себя,
Я вдаль гляжу с надеждою святой.        

Габдулла Тукай

Всемирную известность получили поэзия и судьба татарского поэта-антифашиста Мусы Джалиля (1906-1943), автора знаменитых «Моабитских тетрадей» - поэтического цикла, написанного в одиночной камере берлинской тюрьмы Моабит в ожидании казни. Современная татарская литература – это целое созвездие ярких имен: Ренат Харис, Равиль Файзуллин, Роберт Миннуллин, Мусагит Хабибуллин, Рабит Батулла, Туфан Миннуллин, Мухаммат Мирза, Ркаиль Зайдулла и др.

Татары известны своим гостеприимством, дружелюбием, среди них есть интересные, влиятельные и талантливые личности, выдающиеся деятели татарской культуры, общественные деятели, ученые, писатели, поэты, режиссеры, актеры, артисты, музыканты, спортсмены.

Национальная музыка татар - народа Евразии с многовековой историей и самобытной культурой - является неотъемлемой частью мировой цивилизации. Татары - тюркоязычный народ, и в его искусстве органично сочетаются восточные традиции и традиции коренных народов центральной Европы. Следы седой древности татарской музыки не мешают ее восприятию нашим современником, ее эмоциональный склад близок ему.

Ренат Ибрагимов – это известный татарский певец, ставший за много лет одним из символов музыкальных традиций своего народа.

Песня «Наш город» звучит в исполнении Рената Ибрагимова.

С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры: певца Федора Шаляпина, писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова, Максима Горького и Василия Аксенова, поэтов Евгения Боратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина, композитора Софии Губайдулиной, музыкантов Олега Лундстрема и Михаила Плетнева.

Изобразительное искусство Татарстана - неотъемлемая часть многонационального искусства России и мировой культ. Сегодня картины  татарских художников занимают достойное место в мировой живописи и наряду с работами всемирноизвестных мастеров украшают наш мир и делают его прекрасней.Имена Баки Урманче, Ильдара Зарипова, Лотфуллы Фаттахова, Хариса Якупова широко известны во всем мире, а их работы можно встретить в многих музеях изобразительного искусства всей планеты.

В 1895 году в Казани открывается художественная школа, которая  в дальнейшем стала основой для развития изобразительного искусства Татарстана. Школа славится именами таких самобытных художников, как Н. Фешин и П. Беньков. Их творчество послужило толчком для развития искусства Татарстана.

Фешин Николай Иванович родился в Казани 26 ноября 1881 года (по новому стилю) в семье резчика иконостасов. В четырнадцать лет он поступил в Казанскую художественную школу, где проучился до 1900 года, в 1901 году по рекомендации школы был принят в Академию художеств в Петербурге, в мастерскую Репина, которую окончил в 1909 году. Его картина «Портрет неизвестной» была удостоена золотой медали на международной выставке в Мюнхене и приобретена музеем Академии Художеств, а конкурсная программная работа «Капустница» принесла Николаю Фешину звание художника и право на поездку за границу.

Портрет неизвестной (Дама в лиловом)

В 1909 году Фешин вернулся в Казань и стал преподавателем в местной художественной школе. Здесь, в Казани, он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода жизни. Здесь он стал действительным членом Академии художеств. 

Капустница

Лаботы Николая Фешина  обладали как убедительным внешним сходством с портретируемыми, так и непревзойденными личностными характеристиками людей, к которым он испытывал особые чувства и привязанность. Таковы портреты жены Александры, Вари Адоратской, портреты Давида Бурлюка и его супруги Маруси и многие другие.

Портрет жены с дочерью

Портрет Вари Адоратской

Портрет художника Д. Д. Бурлюка (Д. Д. Бурлюк читает лекцию)

Портрет Н. А. Римского-Корсакова

Павел Петрович Беньков родился в 1879 году в Казани. Мальчик с юных лет мечтал стать художником, и несмотря на все препятствия - непонимание родителей, денежные трудности, бытовую неустроенность – в 1895 году поступил в Казанскую художественную школу. Здесь Беньков проявил себя необыкновенно трудолюбивым и настойчивым учеником, здесь же познакомился с Николаем Фешиным, и они быстро стали друзьями, делясь друг с другом и радостями, и бедами.

После окончания Казанской художественной школы в 1901 году Бенькова и Фешина рекомендовали для поступления без экзаменов в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге. При возможности Павел выезжал на каникулы в Европу, в Париже учился в Академии Жюльена.

Наряду с пейзажем, излюбленным жанром Бенькова был портрет. Моделями для большинства полотен становились близкие и друзья художника. Павел Петрович сотрудничал со многими казанскими театрами, дружил с артистами, которые ему нередко позировали.

Золотой плес

Портрет жены художника

Усадьба

На террасе

На Волге. Ташёвка

История Татарстана богата именами, известными далеко за пределами России. В развитии художественной культуры края достойное место занимает имя Ивана Ивановича Шишкина - одного из корифеев русской живописи, истинно народного художника. Собрание его работ в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан можно назвать одним из самых представительных после Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. 

Имя художника тесно связано с Казанью и казанским краем. Шишкин - уроженец города Елабуги, входящего в состав Республики Татарстан. С 1844 по 1848 годы он учился в Первой Казанской мужской гимназии, затем со студенческих лет и до конца жизни постоянно навещал Казань и Елабугу. Многие прославленные картины Шишкина навеяны природой Предкамья, которая, по большому счету, и пробудила в нем художника.

Развалины Булгар

Швейцарский пейзаж

Вечер в сосновом лесу

Обрыв

На даче

Казань – культурный центр татарского народа – всегда играла очень важную роль в жизни России. Потому этот город был запечатлен в работах не только татарских художников, но и русских творцов. С Казанью связано творчество таких известных русских художников, как Д. Бурлюк, А. Боголюбов, Л. Каменев, В. Якоби, В. Худяков.

Картина Давида Давидовича Бурлюка «Пейзаж с домом» в собрании Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан - повод поговорить о недолгом, но плодотворном пребывании художника в Казани. «А Казань, люльку своего искусства, я вспоминаю всегда с улыбкой». Так определил место Казани в своей жизни сам Давид Бурлюк - поэт, художник, один из основоположников русского футуризма, теоретик и пропагандист нового искусства.

Пейзаж с домом

С десяти лет Бурлюк увлекался живописью, в 1898 - 99 учился в Казанском  художественном училище.

Девочка и мальчик

В 1914 году художник снова оказывается в Казани – группа футуристов разъезжала по городам Российской Империи с лекциями о новых веяниях в живописи и литературе. Отличный организатор и заводила, он умел не только сплотить вокруг себя всех заинтересованных, но и проводил выставки, сочинял манифесты и лично выпестовал нескольких светил. Маяковский говорил, что именно Бурлюк сделал его поэтом: «Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня поэтом…». Благодаря своему дару верить в людей и разбираться в их характерах Давид Бурлюк  сразу заметил в неприметном полуголодном мальчишке талантливого поэта. Вместе с Маяковским он исколесил более 28 городов, включая Казань, Тифлис, Кишинев и другие.

И впоследствии Бурлюк не терял связь с Казанью, продолжая общение и переписку с известными казанскими деятелями. Картины и рисунки Бурлюка разбросаны по всему свету в музеях и частных коллекциях. Благодаря упорному труду им создано около 300 работ.

Деревенская улица

Жатва

Зимний натюрморт

Алексей Петрович  Боголюбов  (внук писателя А. Н. Радищева) - русский художник-маринист, мастер морской батальной живописи, морской офицер,

коллекционер и меценат, основатель Радищевского музея и художественного училища в Саратове, при жизни – Почетный гражданин Саратова. 

Алексей Петрович участвовал в составлении путеводителя «Волга от Твери до Астрахани», затеянного Волжским пароходным обществом «Самолет». Серия рисунков и этюдов Боголюбова с видами волжских городов, иллюстрировавших путеводитель, стали потом основой ряда больших его картин с прибрежными видами Казани, Нижнего Новгорода, Костромы – едва ли не первых русских прибрежных пейзажей высокого художественного достоинства.

Казань

Вид на Казань

Казань. 1861

Казань. 1862

Астрахань. 1863

С материалами выставки «Край золотой, окрыленный мечтой!» к 100-летию образования Республики Татарстан в Балаковском филиале Областной библиотеки для слепых можно ознакомиться в течение года и прочитать книги на разных носителях с произведениями татарских писателей и поэтов.

Сила Российского государства заключается в силе ее народов и регионов. Сегодня Республика Татарстан - мощный, динамично развивающийся регион. Своими успехами и достижениями республика обязана многим поколениям граждан. Татарстан устремлен в будущее, становится все более узнаваемым и признанным в мире. Особенно важно, что сохраняются главные ценности - культура, духовность, национальная самобытность. Сохраняется институт семьи, уважение к заслугам старших поколений, патриотизм.  Это непоколебимые основы нашего общего завтра. Пожелаем успехов жителям Татарстана во всех начинаниях, достатка и процветания, счастья и здоровья!

 

 

Категория: